Рабочий блог библиотеки МБОУ СОШ №1 им. Ю.А. Гагарина с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

22 марта 2022 г.

Интервью с Лешим

Дорогие читатели!

Готовлю большой материал по героям славянской мифологии и книгах о них. И вспомнила детство... Мои родители выписывали журнал "Трамвай", и в №4  1990 года был этот рассказ. Как он мне понравился!

Иллюстрация к рассказу - Леший дает интервью
Я решила его записать сюда. Это будет небольшое предисловие к моей работе, чтобы разжечь интерес!

С тексте есть упоминания славянских праздников, их я сопровождаю ссылками для более подробного ознакомления.

Итак, рассказ (или статью) воспроизвожу дословно.
Автор Ольга Соловьева
🌲🌳🌲
Как-то раз, гуляя в весеннем лесу, читала я мемуары заслуженного охотника РСФСР тов. Кулебякина, которые почему-то назывались

"НЕЧИСТЬ ЛЕСНАЯ"
    Отправился я однажды в лес, - писал Сева Иванович. - А дело было в праздник Ивана Купалы. Далеко зашёл. И вдруг вижу: сидит на дереве старик и вроде бы поет. Только без слов, да в ладоши хлопает. А потом как закричит, как захохочет!..
    Я скорей назад. Бегу со всех сил, только вижу - тропинка заворачивает и  меня к тому же месту выводит. Я по другой, но и та меня обратно ведёт. Смекнул я тогда, что старик тот - ЛЕШИЙ, и что не к добру он радуется. Я в тот день ни зайца, ни белки не подстрелил - всё осечки выходили. А как самого встретил - тут уж не до зайцев. Тут бы ноги унести! Я от страха аж побелел весь - ну точно как бумага стал, однако же не растерялся. Быстренько сапоги переобул с ноги на ногу, сказал: "Шёл, нашел, потерял" - тут и из леса вышел..."
     - Это ему повезло, что он меня на Ивана Купала встретил, - услышала я за спиной хрипловатый голос. - Вот если бы в день на Ерофея Мученика - значит 17 октября - тут уж никакие слова бы не помогли. Даже мои любимые...
    Я обернулась и увидела очень странного старика: борода зелёная, шляпа белая, кушак красный. На правой ноге левый лапоть надет, на левой - правый. Сомнений не осталось: передо мной стоял Леший. Однако я решила не теряться.
    - И какие же у вас любимые слова? - спросила я.
     - Известно, какие, - сказал Леший, - "овечья морда" и "овечья шерсть". Я за эти слова всех отпускаю. Но на Ерофея Мученика я бешусь, никого не жалею. В этот день лучше в лес не ходить, мне на глаза не попадаться! Я ведь вам не какой-нибудь там старичок-лесовичок. Я, Дух лесов, так-то! По лесу иду - вровень с дубами, в поле выйду - не выше травы. Как разыграюсь - бурею несусь, в лесу деревья ломаю, в поле вихрем кружусь, метелью следы заметаю... У-у-у-у-у-у-у!..
    Леший даже вздрогнул от собственных слов и, вздохнув, улыбнулся:
    - А вообще-то я могу когда и помочь. Если, к примеру, охотник мне понравится - я ему зверей подставляю. Могу даже пулю без промаха подарить. Или рубль неразменный. Даешь такой рубль в уплату, получаешь сдачу, кладешь её в карман. А потом из кармана тот же рубль вытаскиваешь! Во как!..
    - Надо же! - удивилась я.
    - Да-а-а, интересный мы народ. У нас и имен-то много: и лесовик, и лешак, и вольный, и мужичок - всё это я, Леший. Я и показываться могу по-всякому. Могу старым стариком, могу волком, могу лисицей. Даже собакой могу. Или свечой в поле. Или птицей с зелеными перьями. Или мохнатым человеком. А то ещё с рогами да копытами.
Могу козлёнком, ягнёнком, клочком сена, огненным змеем. Так что и узнать-то меня не всегда так просто бывает!
    Леший перевёл дух и продолжал:
    - А ещё есть у меня "родственнички". Вот, к примеру, ОБОРОТЕНЬ. Его иногда волкодлаком зовут. Так-то он, вроде, человек, а на самом деле - колдун. Обращается в волка. А из волка может стать пнем, кустом, собакой или кошкой. Неприятный, одним словом, тип. Да и злой, к тому же. Может он и человека заколдовать, тогда тот тоже оборотнем сделается, да только зла никому не причинит.
    
    Я-то с ним давно знаком и секрет их знаю. Ну, то есть как они в волка обращаются. Тут два способа есть. Можно на голое тело надеть рубаху из волчьей шерсти. А чтобы обратно превратиться - надо человеческую рубаху надеть. Второй способ вот какой. Надо найти гладкий пень, воткнуть в него нож с приговором и перекувырнуться через него. А потом обратно перекувырнешься - и снова человек! Только если, пока оборотень волком бегает, нож кто-нибудь вытащит и унесет, не стать ему больше человеком, так и бегать волком до самой смерти.
    - Жалко оборотня, - вздохнула я.
    - Жалко... - согласился Леший. - Но самый злой из всего нашего лесного народа - ВОДЯНОЙ. Живёт он или в омуте, или в лесной реке, в чёрной воде. И в озере живёт на самой глубине. А если есть на реке мельница - там его и ищи. Но лучше не ищи.
    Чаще всего показывается он как дед с зелёной бородой до колен. Сам голый, весь в тине. Из-под шапки камышовой красные глаза светятся. Зай себе, катается по реке, и вместо лошади у него сом или щука. А то ещё плывет на коряге, поет песни и хлопает руками по воде.
    С ним только мельники и дружат. Да и то больше боятся, чем дружат. Кидают ему под мельницу чёрный хлеб с солью, чёрных петухов, лошадиные черепа. И всё равно, как начнёт водяной проказничать: ломает мельницы, разбрасывает плотины. Корова или лошадь переходит реку - может выскочить из воды, вспрыгнуть на спину и утащить на дно. Может и человека за ногу утащить к себе в омут. Особенно в полдень, полночь и сразу после заката.
    У водяного дочки есть - РУСАЛКИ. Эти в воде совсем не опасные. Шалят, смеются, веселятся. На мельничном колесе катаются. Расчёсывают свои зелёные волосы, песни поют. А всё лето они живут на берегу, со мной по соседству. Вместо дома им - плакучая берёза или ива. 
    Если встретят человека, попросят у него кусочек ткани. Уж не знаю, какая им в этом надобность. Если даст, они ничего плохого не сделают. Да они итак плохого не сделают. Вот только после Троицына дня лучше с ними не встречаться: или испугают, или щекотать начнут. могут и до смерти защекотать. Правда, есть от русалок одно средство: бросишь им в глаза полынь - они отстанут.
    Ну а про Русальную неделю и рассказывать не стану - про неё итак все знают. Это неделя перед праздником Ивана Купалы. Вот тогда ходят русалки по полям, по лесам. Где они пробегут - там трава густой становится. И роса по утрам - тоже их рук дело. Русалки росу насылают. А что хвосты у них чешуйчатые -это вы не верьте. Уж я-то знаю. Ноги как ноги, никаких хвостов. Ведь русалка, если вы уж так хотите знать, может даже человеком стать. Если её водяной отпустит к людям.
                

Леший даже мечтательно глаза прикрыл - вспомнил, видимо, знакомую русалку.
    - Вот такие мы и есть - НЕЧИСТЬ ЛЕСНАЯ. Живём на Руси уж больше тысячи лет. Раньше боялись нас люди. Уважали. А теперь нет того. Праздников никто не помнит, не празднует. Напридумывали каких-то старичков-лесовичков. Да нету их, старичков этих! А я вот есть... - Леший побил себя в грудь, поднял на всякий случай умеренный ветер. - Так что если надо спросить чего, или там по поводу неразменного рубля на мороженое - всегда пожалуйста! Если ты мне понравишься, конечно. Ну, или если я тебе...
    Я тут же сказала Лешему, что мне он очень нравится, и даже попросила автограф на память.
🌳🌲🌳
×Закрыть

Комментарии Читателей